Взятие мекки (месяц Рамадан, 8 января 630 г.)

Яндекс реклама

Google реклама

Язычники нарушают договор

Вывод Исламской Армии Халидом ибн Валидом из Муты дал почувствовать противникам мусульман вкус победы. Они насмехались над мусульманами, потому что те вернулись назад, не вступив в войну с византийцами. После того, как Ислам начал распространяться на север, Мекканцы нарушили условия Худайбийского договора и напали на хузаитов, союзников мусульман. В Медину прибыл вождь хузаитов и попросил помощи у мусульман, закончив своё обращение словами: «Курайшиты не сдержали данное тебе слово и нарушили заключенный договор. Они убивают нас даже тогда, когда мы совершаем поклоны, когда мы молимся. Ради Аллаха, помоги нам, спаси нас!»
Досточтимый Пророк отправил курайшитам гонца с требованием заплатить выкуп за убитых, иначе Худайбийский договор будет расторгнут окончательно.

Абу Суфьян возвращается из Медины с пустыми руками

Для переговоров с мусульманами и продления Худайбийского соглашения курайшиты отправили в Медину Абу Суфьяна. Но он не решился встретиться лично с досточтимым Пророком, а пришел к своей дочери и его супруге Умм Хабиб. Не сумев её убедить, Абу Суфьян отправился к сподвижникам Пророка: сначала к Абу Бакру, а затем к Умару (р.а.). Ничего не добившись и от них, Абу Суфьян потерял всякую надежду и вернулся домой ни с чем. Человек, который одним своим словом мог поставить на ноги всю Мекку, в Медине не имел никакого авторитета даже для собственной дочери.

Подготовка к взятию города

Посланник Аллаха собрал армию в 10 тысяч человек и отдал приказ готовиться к походу. Никогда еще Медина не провожала столь многочисленное войско. Мусульмане пересекли пустыню и направились к Мекке. Двигались тайно, чтобы войти в город без кровопролития. На подступах к Мекке досточтимый Пророк встретил своего дядю Аббаса, направлявшегося в Медину. Аббас отправил туда свою семью, а сам примкнул к армии Пророка. Приблизившись к Мекке на расстояние четырех фарсахов (фарсах — персидская единица расстояния, равная примерно 5 км. Прим. перев.), мусульмане остановились и повсюду разожгли костры, дабы показать свою многочисленность.

Абу Суфьян принимает Ислам

Почувствовав что-то неладное, ночью Абу Суфьян выехал из Мекки, чтобы посмотреть что происходит в окрестностях города. Ему повстречался Аббас. Дядя Пророка, указывая на войско мусульман, сказал:
— Если завтра эта армия войдет в Мекку силой, то курайшитам придется туго…
— Раз так, то что же делать? — спросил Абу Суфьян.
— Пойти к Посланнику Аллаха и попросить у него защиты!
Аббас привел Абу Суфьяна к досточтимому Пророку, и он объявил, что принимает Ислам.
Это означало, что Мекка взята без боя.
Аббас попросил Пророка:
— Абу Суфьян — человек честолюбивый, окажи ему милость!
Пророк сказал:
— Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности! Кто закроется в своем доме, тот в безопасности! Кто войдет в Масджид аль-Харам, тот в безопасности!
Вернувшись в Мекку, Абу Суфьян объявил курайшитам, что стал мусульманином, и передал слова Пророка. Мекканцы решили сдаться.
Мусульмане вошли в Мекку с четырех сторон. Посланник Аллаха предупредил своих воинов: «Ни в коем случае не проливайте кровь и не вступайте в вооруженные столкновения!» Только на юге Мекки, откуда вошел Халид бин Валид, язычники попытались напасть на мусульман, однако их попытка не увенчалась успехом. Священный город был взят без крови.

Хутба фатха: равенство в исламе

Посланник Аллаха прочитал хутбу (проповедь) в Священном Аль-Хараме. Рассказав о Единстве Аллаха и основах Его религии, он провозгласил равенство среди людей и братство среди всех верующих. Затем он прочитал аят из Священного Корана:

«О люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину Аллах — Знающий, Ведающий» (Сура «аль-Худжурат», 49/13).

Согласно Священному Корану и благословенным хадисам, все люди равны и являются рабами Аллаха. Нет преимущества у араба перед не арабом, как и у не араба перед арабом. Ислам не разделяет людей по расовой, национальной или социальной принадлежности. Превосходство человека заключается только в его богобоязненности и праведности, а лучшим из людей является тот, кто полезен другим. В день Фатха (открытия Мекки), стоя у Священной Каабы, Посланник Аллаха еще раз напомнил людям эти истины. Мекканцы слушали его склонив головы. Сколько зла они причинили мусульманам, что ждет теперь их?

И Посланник Аллаха обратился к ним:
— О курайшиты! Что вы думаете, как я поступлю с вами?
Они ответили:
— Ты добрый и великодушный брат!
Досточтимый Пророк и здесь показал себя как самый великий наставник людей и величайшая персона истории человечества.
— Сегодня нет на вас осуждения. Идите, вы свободны!
Он покорил и Мекку, и сердца людей.
Досточтимый Пророк очистил Каабу от идолов. Он велел подготовить ее для поклоняющихся Аллаху так, как это делал досточтимый Ибрахим. Биляль взобрался на Каабу и своим бархатным голосом прочитал азан. Правоверные, выстроившись рядами, совершили намаз.

Присяга женщин

После мужчин Пророку дали присягу новообращенные женщины, во главе которых стояли Умм Хани, младшая сестра досточтимого Али (р.а.), и Фахита, младшая сестра Халида ибн Валида. Женщины поклялись: «Мы не будем придавать Аллаху сотоварищей, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей. Будем сторониться наветов и клеветы, подчиняться досточтимому Пророку во всем. Мы будем преданны ему и в тягости, и в достатке».

Всеобщая амнистия

Досточтимый Пророк простил всех своих врагов, в том числе сына Абу Джахиля Икриму Саффана. Он простил Хинд, надругавшуюся над телом Хамзы, и простил Вахши, убившего Хамзу, лишь только сказал: «Пусть Вахши не показывается мне на глаза — мое сердце разрывается на части, когда я вспоминаю любимого дядю».

На протяжении 15 дней, которые Пророк провел в Мекке, множество людей стали мусульманами, убедившись в его великодушии и чистоте помыслов.

Битвы при Хунайне и Аутасе

Взятие Мекки окрылило мусульман. Кааба была очищена от идолов, Ислам распространялся, завоевывая все новые сердца. Но врагов у последнего Пророка по-прежнему оставалось немало. Неподалеку от Мекки проживало крупное языческое племя Хавазин. Его предводитель Малик, чтобы остановить распространение Ислама в Аравии, собрал армию в 20 тысяч человек. Среди воинов был старец по имени Дурайд, которого взяли в поход, рассчитывая на его мудрость и опыт. В долине Хунайн, где собралась армия язычников, старик услышал голоса животных и детский плач. «Что это?» — спросил он Малика. Тот объяснил старику, что они привели сюда свои семьи и прихватили с собой свое имущество, дабы никто не сбежал с поля боя. Дурайд сказал:
— Это не остановит бегущих солдат. Если вы проиграете битву, то опуститесь до бесчестья отдать в плен ваших женщин своими же руками.
Но молодежь не вняла совету, обругав старика:
— Этот человек выжил из ума!
Воины Малика разместились по обеим сторонам узкой долины и принялись ждать.
Армия мусульман, во главе которой стоял Абу Суфьян, насчитывала 12 тысяч человек. Среди проверенных воинов были и те, кто принял Ислам недавно, и даже 70 язычников, не желавших оставить курайшитов. Войдя в долину Хунайн предрассветным утром, армия мусульман была атакована из засады с обоих флангов. Место было узким, возможности для маневра не было. Войско Абу Суфьяна растерялось, началась паника. Новообращенные и язычники подливали масла в огонь.
Абу Суфьян, многозначительно улыбаясь, сказал:
— Они будут бежать до самого моря.
Осман ибн Талха сказал:
— Сегодня мы мстим Мухаммаду!
Один из неверных крикнул:
— Сегодня развеялось колдовство!
Но ему ответил Сафуан, движимый родовыми интересами:
— Замолчи, да отсохнет твой язык! Чем меня будет судить человек из Хавазина, лучше им станет курайшит!
Пророк, пытаясь остановить убегающих, говорил им:
«Я — Пророк, нет в этом сомнения, я — из рода Абдульмутталиба». Он собирал вокруг себя ансаров и мухаджиров. Ему помогал его дядя Аббас, созывая сподвижников Пророка своим громовым голосом. Собравшись вместе, мусульмане нанесли сокрушительный удар по врагу, обратив его в бегство.
В Священном Коране сказано:
«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять.
Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!» (Сура «Ат-Тауба» 9/25)
Никогда мусульманам не доставалось так много трофеев, как в этой войне. В их руках оказались 22 тысячи верблюдов, 40 тысяч овец, 4 тысячи окки (окка — турецкая мера веса, равная 1,233 кг. или 400 дирхемам) серебра, 6 тысяч пленных. Как и говорил старец, семьи и имущество не удержали воинов Малика от бегства. Мусульмане преследовали врага до самого Аутаса и там разбили их окончательно.

Осада Таифа

Предводитель хавазинитов Малик бежал в Таиф— город, служивший последним оплотом язычников. Жители Таифа заперлись от мусульман в крепости. Началась осада. По указанию Сальмана аль-Фариси были применены катапульты и деревянные осадные «черепахи». Но крепость была прочной и устояла. Спустя тридцать дней мусульмане сняли блокаду и вернулись назад. Позже жители Таифа приняли Ислам и сами разрушили своих идолов.

Пример великодушия

При разделе трофеев после сражения при Хунайне одна из пленных женщин сказала:
— Я молочная сестра Мухаммада, отведите меня к нему!
Когда ее привели к Пророку, он узнал ее — это была Шейма. Вспомнив дни, которые они провели вместе в детстве, Пророк не сдержал своих слёз. Он постелил свой плащ на землю, усадил свою молочную сестру и преподнес ей угощения. Затем Посланник Аллаха освободил Шейму и отправил её к своей семье, подарив раба и рабыню, двух верблюдов и нескольких овец.

Когда к Пророку прибыла делегация хавазинитов. Он спросил их:
— Вы пришли за своим имуществом или за семьями?
— Конечно за семьями, — ответили они.

Досточтимый Пророк объявил им, что он освобождает всех пленных, которые принадлежат ему и роду бану Абдульмутталиб. Глядя на Посланника Аллаха, сподвижники тоже освободили пленных, которые были у них. Благодаря великодушию мусульман, свободу обрели 6000 человек.

После этого Пророк отправил лидеру хавазинитов Малику весть о том, что если он примет Ислам, то ему вернут его семью и имущество. Малик принял Ислам и кроме обещанного получил от Пророка 100 верблюдов в подарок. Так, совершая добро. Посланник Аллаха завоевывал сердца людей.

Сердца не судят

Во время битвы Аутас мусульманин по имени Мухаллим ибн Джассама встретил человека по имени Амр. Несмотря на слова, что тот является мусульманином, Мухаллим убил его. Досточтимый Пророк вызвал убийцу и спросил;

— Почему ты лишил жизни человека вопреки его словам о том, что он мусульманин?
— Он заявил о своем Исламе, чтобы избежать смерти, — ответил тот. Пророк спросил:
— Разве ты открыл его сердце, чтобы видеть, правду он говорит или лжет?
— Его сердце — кусок плоти, что можно понять, открыв его?
— Ты не знаешь того, что в сердце, и не веришь словам — но что же делать тогда?! — сказал Пророк и призвал на него проклятие Аллаха.

Поэт Кааб принимает Ислам

Кааб ибн Зухайр был поэтом, который пытался высмеивать в своих стихах досточтимого Пророка. Ислам наступал, и найти убежище Каабу было все труднее. Его брат, ставший мусульманином, написал Каабу письмо с советом прийти к Посланнику Аллаха и попросить у него прощения. Кааб явился к Пророку и объявил, что принимает Ислам. Спасенный поэт на этот раз написал о Пророке знаменитое хвалебное стихотворение, в котором, в частности, говорилось:

Пророк — это луч,
Освещающий мир своим светом,
Он — меч Аллаха,
Разящий язычество!
Строки понравились досточтимому Пророку, и он, не имея с собой ничего большего, снял с себя плащ и подарил его Каабу. Поэтому это стихотворение было названо «Касида аль-Бурда» («Поэма плаща»).

Дочь Хатима Аль-Тайи

Тем временем с мусульманами затеяли вражду люди из рода аль-Тайй. Против них выступил досточтимый Али (р.а.). Вождь племени бежал, мусульмане вернулись в Медину с пленными. Среди тайицев была дочь Хатима— человека, известного своей щедростью. Она пришла к досточтимому Пророку и обратилась к нему:

— О Посланник Аллаха! Отец мой умер, а единственный брат — бежал. У меня нет денег, чтобы купить свободу, и я прибегаю к твоему великодушию. Мой отец был щедрым: освобождал пленных, покровительствовал женщинам, кормил бедных, поддерживал немощных. Я — его дочь.

Пророк сказал:
— Твой отец обладал добродетелями мусульманина, — и обратился к окружающим:
— Бинт Хатим свободна, ее отец был человеколюбив. Аллах любит милосердных и вознаграждает их!
Затем он отправил ее к брату, снабдив в дорогу одеждой и деньгами.