Порядок действий при совершении витр намаза в исламе

Намаз

Намаз витр, совершаемый после намаза иша, входит в разряд ваджиб – нечётные, крайне желательные, но не обязательные молитвы. Однако, следует помнить, что Пророк (с.а.в.) совершал этот намаз ежедневно, о чём и соообщают нам достоверные хадисы о его жизни. Таким образом, данный намаз обязателен по Сунне для каждого благочестивого мусульманина, вне зависимости от пола и возраста – важно лишь достижение совершеннолетнего возраста, согласно нормам шариата. Об этом прямо сообщают хадисы от уважаемых мухаддисов Абу Дауда Сулейман ибн аль-Ашас ас-Сиджистани, Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи и Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини:

Для кого обязателен витр намаз

“Витр намаз обязателен для каждого мусульманина – и те, кто совершает эту молитву из пяти ракаатов, и те, кто совершают её в три ракаата, и даже те, кто совершают витр в один ракаат, должны совершать его, как завещал нам Пророк (с.а.в.)”

Когда совершать витр

Намаз ваджиб витр совершается только после намаза иша, однако чёткого времени для его совершения не определено – его можно читать как сразу за намазом иша, так и в любое время до наступления рассвета. Как уже сказано выше, нет никакого ограничения в количестве ракаатов, но рекомендуется один, три или пять – на выбор самого молящегося. Нечётное количество ракаатов исходит из самого определения ваджиб, что в переводе означает “нечётный”

По хадисам, переданным нам от аль-Мусаиба, Пророк (с.а.в.) в беседе с Умаром и Абу Бакром (да будет доволен ими Аллах) о совершении намаза витр, сказал следующее:

“Абу Бакр, ты осмотрителен, ибо читаешь витр перед сном, а с утра читаешь два ракаата дополнительных молитв перед фаджр. А ты Умар, силён, ибо ты отправляешься ко сну, прочтя два ракаата молитвы, а затем просыпаешься по окончании ночи для чтения витр”.

Таким образом, сам Пророк (с.а.в.) не давал чёткого определения времени совершения витр, однако самым благодатным периодом для чтения данной молитвы считается последняя третья часть ночи.

Как совершить витр-намаз

Порядок совершения намаза витр мало чем отличается от совершения молитвы магриб. Исключение составляют несколько деталей:

Намерение. Естественно, что правильный ният совершить витр будет звучать как “Я собираюсь совершить один (три, пять) ракаатов намаза витр, искренне совершая их для Аллаха”

Рекомендуем к прочтению →  Дуа Кунут (текст на русском языке)

После начинающей суры “Аль Фатиха” рекомендуется читать суру “Аль Аля” в начальном ракаате, суру “Аль Кафирун” во втором, и в завершающем, третьем ракаате, читать “Аль Ихлас”.

В третьем ракаате принято читать дуа “Кунут”, но если молящийся не смог выучить это дуа, то можно прочесть дуа “Раббана”:

“Раббанаа аттинаа фиид-дуньяа хасанатен, ва филь-оаахырати хасанатен ва кынаа аазабаан-нар”

Причём дуа читается только про себя, после чтения суры “Аль Ихлас”, перед совершением земного поклона. То есть, после чтения “Аль Ихлас”, молящийся делает такбир, после чего читает дуа, совершает саджда и завершает молитву.

Сколько ракаатов в Витре

Традиционно во время намаза витр читают один, три или пять ракаатов, в зависимости от мазхаба. В ханафитском мазхабе принято читать три ракаата, мотивируя это хадисом, переданным от Аиши, жены Пророка (с.а.в), в котором говорится, что сам Мухаммед читал витр в три ракаата. Таким образом, три ракаата считается самым оптимальным количеством, при этом салям Пророком (с.а.в.) читался лишь в конце намаза.

imamm.jpg

Но всем мусульманам нужно помнить слова знатного богослова Мухаммада аль Шавкани:

“Пророк (с.а.в) научил мусульман разным способам молитвы, и витр в том числе. Не стоит ссориться мусульманам, выискивая разногласия в количестве ракаатов”

Три ракаата витр намаза

Витир важип намазы (кигр.) в ханафитском мазхабе рекомендуется читать следующим образом:

  • Произнести намерение “Я собираюсь совершить три ракаата намаза витр, искренне совершая их для Аллаха”;
  • Обратив всё тело в сторону кибла, произнести такбир;
  • Прочесть дуа “Сана”: Cубханакаллахумма уа бихамдик, уа табарака смук, уа та’аля джаддук, уа ля иляха гойрук.
  • Произнести слова защиты от шайтана: “Ааузу биилляхи минааш-шайтанир-раджиим, бисмиилляхи-Рахмани-Рахим
  • Произнести басмалля: “Бисмилляхи- Рахмани-Рахим
  • Приступить к чтению первого ракаата с суры “Аль Фатиха”;
  • По завершении чтения суры, произносится “Амин”
  • Прочесть суру “Аль Кяусар”:

“Иннаа аатойнакааль-кяусаар фасаалли ля раббика ванхаар иннаа шаниакаа хуаль абтаар

  • По завершению чтения суры “Аль Кяусар”, необходимо восхвалить Аллаха (“Аллаху Акбар”) и совершить поясной поклон руку;
  • Находясь в поклоне, рекомендуется трижды произнести «Субханаа роббияль аазым»;
  • Выпрямляясь, следует прочесть «Сами ааллаху лиман хамидаах», а выпрямившись, произнести «Роббана ва лякааль-хаамд»;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля“;
  • После этого мусульманин вновь восхваляет Аллаха и занимает позу кууд (сидение), в котором находится некоторое время;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля” и возвращается в стоячее положение для совершения второго ракаата;
  • Находясь в позе кыям, нужно произнести басмалля и вновь суру “Аль Фатиха” и завершить её произнесением “Амин”;
  • Прочесть суру “Аль Кафирун”;
  • По завершению чтения суры “Аль Кафирун”, необходимо восхвалить Аллаха (“Аллаху Акбар”) и совершить поясной поклон руку;
  • Находясь в поклоне, рекомендуется трижды произнести «Субханаа роббияль аазым»;
  • Выпрямляясь, следует прочесть «Сами ааллаху лиман хамидаах», а выпрямившись, произнести «Роббана ва лякааль-хаамд»;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля“;
  • После этого мусульманин вновь восхваляет Аллаха и занимает позу кууд (сидение), в котором находится некоторое время;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля” и возвращается в позу кууд для совершения ташаххуд;
  • Находясь в позе кууд, читается ташаххуд. При этом во время произнесения ” ашхааду алля-иляха” мусульманину следует наставить указательный палец в сторону Каабы, а во время произнесения ” илляллааху” палец следует опустить. Большой и средний пальцы при этом должны образовать кольцо, а безымянный и мизинец – складываются, как при сжатии кулака. Опущенная рука должна занять своё положенное место на колене, при этом находясь в распрямлённом состоянии. Во время совершения ташаххуд, не рекомендуется двигать пальцами или рукой;
  • По завершению чтения ташаххуд, нужно принять позу кыям, для совершения третьего ракаата;
  • Встав в позу кыям, нужно вновь прочесть суру “Аль Фатиха”;
Рекомендуем к прочтению →  Как совершать прощение о помощи Аллаха после намаза у мусульман

После прочтения “Аль Фатиха”, нужно приступить к чтению суры “Аль Ихлас”

  • По завершении суры “Аль Ихлас”, требуется произнести “Аллаху Акбар” и прочесть дуа “Кунут”
  • После этого вновь произносится “Аллаху Акбар” и совершается поясной поклон рукуу;
  • Находясь в поклоне, рекомендуется трижды произнести «Субханаа роббияль аазым»;
  • Выпрямляясь, следует прочесть «Сами ааллаху лиман хамидаах», а выпрямившись, произнести «Роббана ва лякааль-хаамд»;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля“;
  • После этого мусульманин вновь восхваляет Аллаха и занимает позу кууд (сидение), в котором находится некоторое время;
  • Затем вновь произнести “Аллаху Акбар”, после чего совершить поклон саджда, во время совершения которого следует троекратно произнести “Субханаа роббийаль ааля” и возвращается в позу кууд для совершения ташаххуд;
  • После этого читается салават аль Ибрахимия;
  • После этого нужно произнести салам, обращённый направо и налево: “Ассаламу алайкум ва рахматуллах!”
  • По завершении молитвы витр, рекомендуется прочесть дуа истикфар

Молитвы произносимые после витр намаза

Единственной молитвой, которую необходимо читать после совершения основной части витра, является дуа “Кунут”. Но если изучение этой молитвы вызвало некоторые сложности, то можно заменить её на дуа “Раббана”.

kunut.jpg

Зикр после намаза-витр

По завершении намаза, рекомендуется прочесть зикр «Субхана-ль Малики-ль Куддус»:

«Аллахум ма ааузу биридокаа мин сахатикаа, ва бимуу афатикаа мин уукхубатикаа, ва ааузу бика минка ла ахси санан аалейка анта каама аснаита аала нафсига»

Совершение витра путешественником

Витр ваджиб намаз не является обязательным по времени совершения, поэтому его совершение можно варьировать в течении всей ночи, сразу после прочтения намаза иша. Так как ночную молитву для путника не возбраняется объединить с вечерней, то витр можно прочесть и вечером, по завершении объединённых намазов. Одним условием будет то, что витр читается только на земле – то есть, совершать его, находясь на животном или транспорте порицается, ведь большинство намазов не могут делаться верхом.

Намаз Витр для женщин

Совершение витр намаза женщинами мало чем отличается от совершения его мужчинами. Вся разница лишь в том, что при совершении такбира женщина не прикладывает пальцы рук к мочкам ушей, а направляет открытые на уровне груди ладони в сторону кибла, а затем складывает руки на груди, положив правую ладонь на левую. Второе отличие – в совершении ташаххуда, в котором женщина не направляет палец в сторону Каабы.

Рекомендуем к прочтению →  Основные сведения о зикр тасбих после намаза в исламе

woman-masjid.jpg

Прочие вопросы по витр намазу

Среди мусульман, недавно начавших читать намаз, часто возникают вопросы, в том числе и как совершать витр намаз. С благословением Аллаха, попробуем ответить на два из самых распространённых.

Можно ли совершать другие молитвы после намаза Витр

Согласно хадисам, переданным от Аиши, Пророк (с.а.в.) всегда совершал два ракаата дополнительной молитвы после намаза витр в течении ночи. Но следует помнить, что витр, хоть и последняя молитва ночи, чтение ташаххуда после него не считается порицаемым. Таким образом, мусульманин, убоявшийся проспать время утренней молитвы совершил витр в начале ночи, то проснувшись задолго до обязательной молитвы фаджр, может прочитать ташаххуд. Повторно читать витр в течении какой либо одной ночи нельзя!

Надо ли возмещать Витр

Пропуск витра по той или иной причине не считается грехом или порицаемым действием, однако восполнение его многими богословами считается необходимым. Такое заключение вынесено со слов Пророка (с.а.в.):

“Кто пропустил совершение витра, по ему ведомым причинам и решит восполнить его, пусть сделает это сразу”.

Не допускается лишь чтение витра во время, выделенное для чтения обязательных ежедневных молитв.

Оцените статью
ИСЛАМ НУР
Добавить комментарий
Adblock
detector