Становление Шафиитского мазхаба

Становление Шафиитского мазхаба началось после смерти самого Мухаммада ибн Идриса аш-Шафиги. Его ученики продолжили его работу и начали развивать все разработанные им теоретические положения правовой науки. Это происходило в Багдаде. С 199 года по хиджре, школа шафиитов стала очень популярной в Египте. Сам аш-Шафиги после того как переехал сюда продолжая работу внес некоторые исправления в свои сочинения, приспособил их под новые реалии. Это касается этих книг «Рисаля» и «Мабсут».

Считается, что эти модернизированные подходы к проблемам аш-Шафиги, собрал Раби ибн Сулейман аль-Муради (умер 270 году), он был муэзином мечети в Фустате. Сам Мухаммад ибн Идрис завещал сделать основными последние работы, написанные в Египте и отменил работы написанные в городе Багдад. Таким образом, наследие аш-Шафиги разделяются на ранние и поздние. Его поздние работы и воззрения являются наиболее точными. На этом этапе, он поправлял и дополнял старое отношение к проблемам. Из-за этого его последователи выносили фетвы на основании его последних работ, однако были и считавшие правомочным и применение его первых работ в некоторых ситуациях. По этому поводу в его мазхабе имеются разные мнения.

Данный мазхаб уделяет огромное внимание различным религиозным знаниям и комментариям асхабов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и ученых-факихов из числа выходцев из Медины, хотя по степени чуть ниже, чем у маликитов. Последователи шафиитского мазхаба предпочитают принцип «суждения для пользы общества». Нормы обычая (гурф) служат подспорьем для решений, но чуть меньшем уровне, чем у последователей ханафитского мазхаба. Сложнейшие логические рассуждения не используются.

При помощи своей упрощённости, мазхаб шафиитов широко распространен в Восточной Африке и в Египте, в Малайзии и Индонезии, в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании, на Бахреине, в Восточной части Индии, местами в Пакистане, Турции, Иемене и Ираке. Среди российских мусульман этому мазхабу следуют: аварцы, лезгины, табасаранцы, рутульцы, в основном почти все национальности Дагестана кроме ногайцев и кумыков а также шафиитами являются чеченцы, ингуши и другие народы Северного Кавказа.

Рекомендуем к прочтению →
Обстоятельства, нарушающие тахарат (малое омовение)
Оцените статью
ИСЛАМ НУР