Кто такие кадимисты и джадидисты

Яндекс реклама

Google реклама

Постепенный перелом в духовной жизни татар, стремление к переустройству жизни в соответствии с потребностями времени, к сближению с европейской культурой выразились в общественно-культурном движении, получившем название джадидизм.

В 1880-х годах оно проявилось прежде всего как движение за школьную реформу, открытие медресе нового типа. Джадидистам («новометодникам») противостояли кадимисты, т.е. «старометодники», которые придерживались следующих принципов: не допускать европеизации жизни и сохранить образ жизни предков, не распространять просвещение среди женщин, не изучать русский язык. В свое время эти принципы сложились как средство ограждения татарского мира от русского духовно-культурного влияния.

Но в условиях пореформенной России, когда в стране бурными темпами развивался капитализм, когда появилась татарская национальная буржуазия, замкнутое развитие означало уже отсталость. Конкуренция на всероссийском рынке, а иногда и за границей приводила к необходимости овладевать не столько догмами религии, чему учили в Бухаре и созданных по бухарскому типу татарских медресе, сколько светскими прикладными науками. Если такие деятели, как Каюм Насыри и Шигабутдин Марджани, не только выдвигали лозунги реформы медресе, но и практически работали в этом направлении, то идеологом и организатором джадидистов среди тюркских народов в масштабах России стал Исмаил Гаспринский.