Первые военные походы и битва при Бадре

Яндекс реклама

Google реклама

Первые Сарийи

Мекканские язычники продолжали питать вражду к Исламу и не хо­тели смириться с усилением позиций мусульман в Медине. Даже здесь они не оставляли их в покое и время от времени до мусульман доходи­ли слухи о намерениях язычников напасть на город. В ответ, чтобы эко­номически ослабить курайшитов, мусульмане решили заблокировать их торговые пути.

По всем направлениям были посланы сарийи для устрашения курайшитов. Мусульманские отряды не устраивали воору­женных столконовений и не проливали кровь язычников, однако дава­ли им понять, что они тоже умеют держать в руках оружие.

Сарийиа Абдуллаха ибн Джахша

На втором году Хиджры Абдуллах с десятью воинами отправился в Нахлу, что расположена в 24 часах пути между Меккой и Таифом, чтобы следить за передвижениями курайшитов. Повстречавшись с их карава­ном, возвращавшимся из Сирии, мусульмане убили стоявшего в его главе Амра Ибн Надрами и взяли двух пленных.

Это произошло в священный месяц Раджаб, и досточтимый Пророк осудил Абдуллаха: «Я не говорил тебе делать этого!» Но вскоре после этого случая мусульманам было ни­спослано позволение сражаться и они получили право защищать себя.

Позволение сражаться

В течение первых 15-ти лет своей пророческой миссии досточти­мый Пророк Мухаммад (с.а.в.) призывал к религии Аллаха добрым словом и наставлением, никогда не прибегая к силе.

Мусульмане не раз просили Пророка дать возможность отомстить своим врагам, но он неизменно отказывал им:

— Нам не приказано это!

Позволение сражаться с врагом было дано Пророку и его после­дователям после того, как война запрещалась почти в 70 аятах, ни­спосланных ранее, (сура «аль-Хадж»; сура «аль-Анфаль» и др.). Раз­решение применять силу было ниспослано во имя предотвращения насилия, ибо защита своей жизни — право каждого.

Битва при Бадре (месяц Рамадан 2-го года Хиджры)

Первое сражение мусульман с язычниками произошло у селения Бадр, расположенного на пути караванов в Сирию, в 80-ти милях от Медины.

Неприязнь курайшитов к мусульманам крепла день ото дня. Они начали нападать на жителей предместий Медины и грабить их. Затем они отправили гонца к Абдуллаху ибн Убаййю с требованием убить Мухаммада (с.а.в.). Абу Суфьян направился в Сирию с большим тор­говым караваном, который вез имущество мусульман-мекканцев. Выручка от торговли должна была пойти на приготовление к войне. Когда до Абу Суфьяна дошла весть о том, что караван преследуют мусульмане, он нанял и отправил в Мекку некоего Дамдана. Этот че­ловек ходил по улицам Мекки и истошно кричал:

— Помогите, помогите! Курайшиты, на помощь! Мусульмане растаскивают караван!

— Масло в огонь подливал Абу Джахль, поднимая боевой дух мек­канцев. Курайшиты засобирались в поход. Абу Ляхаб не смог присут­ствовать лично, поскольку был болен, но нанял воинов вместо себя. Всего собралась армия в 1000 человек, 100 из которых были всадни­ками на лошадях, 700 на верблюдах, а остальные — пешие. Войско мекканцев прибыло к селению Бадр и расположилось возле источни­ка воды.

8-го Рамадана из Медины выдвинулась армия из трехсот мусуль­ман. 83 воина были из числа мухаджиров, 61 — из племени ауситов, остальные — хазраджиты. В распоряжении мусульман было 3 коня и 70 верблюдов. Воины Аллаха не знали о приготовлениях курайшитов, весть о многочисленной армии которых дошла до них только после того, как они оказались близ предместий Сафры. Возвращение му­сульман в Медину могло бы придать смелости язычникам и иудеям. Поэтому, посовещавшись со своими сподвижниками, досточтимый Пророк принял решение принять бой. Позиция около источника была уже занята курайшитами, и мусульманам пришлось расположиться в безводных песках. Но, по милости Аллаха, в ту ночь прошел обиль­ный дождь, и мусульмане смогли запастись водой. Затем они, по пред­ложению сподвижника Хаббаба, устроили привал в более безопасном месте.

На следующее утро два войска встретились. Абу Джахль, видя превосходство курайшитов, подбадривал их: «Мы сожжем мусульман заживо!» Но он не смог оценить силу духа мусульман.

Битва началась с поединков. Досточтимые Хамза и Али (р.а.) сра­зили своих соперников с одного удара. Потом началось общее на­ступление и мусульмане, словно львы, ринулись вперед. Сраженные наповал, вожди курайшитов падали один за другим, среди них был и Абу Джахль. Всего курайшиты потеряли убитыми 70 человек. У мусульман шахидами стали 14 воинов. Когда строй курайшитов был нарушен, их охватила паника и они бросились наутек, оставив на поле боя своих убитых и 70 раненых. Досточтимый Пророк приказал со­брать трупы язычников и захоронить их в одном из колодцев.

Неожиданное поражение мекканцев

Для мекканцев это поражение оказалось неожиданным. Сначала они выдвинулись против мусульман, чтобы защитить свой караван.

Но после того как Абу Суфьян отправил к ним весть, что караван спа­сен и он вывел его окольными путями, мекканцы во главе с Абу Джахлем все равно решили сражаться. За мусульманами была правда, а победа, как известно, достается тому, кто сражается за истину.

Обращение с военнопленными

Вернувшись в Медину с победой, мусульмане отпустили пленен­ных на поле боя курайшитов за выкуп. Тех, кто не смог найти день­ги, они освободили после того, как каждый из них научил десятерых мусульман грамоте. Посланник Аллаха наказал своим сподвижникам хорошо обращаться с пленными. Один из плененных курайшитов, по­эт по имени Абу

Изза как-то обратился к Пророку:

— У меня пять дочерей, у них нет никого, кроме меня. Отпусти меня к ним, Мухаммад!

Досточтимый Пророк отпустил его и не взял выкуп.

Мекканские язычники никак не могли поверить своему горю. Как горстка мусульман могла победить такую большую армию? Абу Ляхаб умер, узнав о поражении курайшитов. Женщины Мекки облачи­лись в траур. Только Хинд, жена Абу Суфьяна, не оплакивала пораже­ния курайшитов, дабы не радовать женщин Медины. Она отказалась лишь от благовоний. Этим же ограничился и Абу Суфьян. Он жаждал возмездия и готовился к новой войне, ставшей известной позже как битва при Ухуде.

Выдворение из Медины иудеев племени бану Кайнука

Победа мусульман при Бадре не оставила равнодушной и медин­ских иудеев. Они не желали видеть последователей Пророка силь­ными. Иудеи пытались навредить мусульманам при каждом удобном случае, несмотря на обещания, данные мусульманам прежде. Пер­выми иудеями, нарушившими договор, стали люди из племени Бану Кайнука.

Будучи умелыми и уверенными в своих силах воинами, они угрожали мусульманам:

— Не обманывайтесь победой над мекканцами — они ведь не уме­ют воевать по-настоящему. Но вы узнаете, что такое война, если сра­зитесь с нами!

Мусульманам пришлось выступить против Бану Кайнука. Иудеи отступили в свою крепость, но в конце концов были вынуждены сдаться. Их выдворили из Медины, и они поселились в окрестностях Дамаска.

Поход Ас-савик

Тем временем Абу Суфьян собрал конницу из двухсот всадников и дошел с ней до предместий Медины. Но, не найдя союзников, он не решился напасть на мусульман. Отступая, чтобы облегчить покла­жу, Абу Суфьян распорядился сбросить с лошадей мешки с ячменем. Поэтому этот поход был назван походом ас-Савик (ячменная каша).

Другие события второго года Хиджры

Изменение кыйблы. В Медине мусульмане совершали намаз, обратившись в сторону Байт аль-Мукаддас в Аль-Кудсе. Это давало повод иудеям для нескончаемых пересудов. Досточтимый Пророк всем сердцем желал, чтобы кыйблой стала Кааба. Во втором году Хиджры его чаяния сбылись, и Кааба стала для мусульман новой кыйблой.

В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу и Мы обратим тебя к кыйбле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону Воистину те, которым даровано Писание, знают что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают» (Сура «аль- Бакара» 2/144).

Кроме того, во втором году Хиджры:

— Мусульманам было дозволено сражаться;

— Стал обязательным (фард) пост в месяц рамадан;

— Стали обязательными закят и садака аль-фитр;

— Стали обязательными (ваджиб) праздничные молитвы.

— Досточтимый Али (р.а.) женился на благочестивой Фатиме (р.а.) и покинул дом Пророка. (В день свадьбы Али (р.а.) был 21 год, Фатиме (р.а.) 18).