Биография и жизненный путь Ризаэтдина Фахретдина

Ризаэтдин Фахретдинов – является одним из самых выдающихся религиозных деятелей России. Он был востоковедом, ученым-энциклопедистом, писателем, автором многочисленных рассказов и повестей, драматургом и просветителем.

Ризатдин Фахретдинович Фахретдинов родился 4 января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, на сегодняшний день Альметьевский район Республики Татарстан.

В 1869-1889 годах — Риза Фахретдин учится, а затем преподает в старометодном медресе д. Нижние Чершилы (Тубэн Чыршылы) у мударриса Габдельфаттаха Габделькаюма.

В 1880 году Риза Фахретдинов проходит медицинскую комиссию и признан негодным к военной службе и освобождается от воинской обязанности.

В 1886 году Риза Фахретдинов едет в Казань, где происходит его короткая встреча с просветителем и мусульманским реформатором Шигабутдином Марджани.

В 1887 году в Казани опубликована первая работа Ризы Фахретдинова, посвященная арабскому языку – «Книга по морфологии» («Китабет-тафсир»).

Р. Фахретдинов подает заявление в Духовное собрание о представлении его к должности имама, сдает экзамены и получает свидетельство, подтверждающее звание имам-хатыба и мударриса.

1887-1888 годы — Р. Фахретдинов пишет и издает татарском языке книги по мусульманскому праву и этике, выполненные в духе джадидистских реформаторских идей: «Китабель-игьтибар», «Хадиятель-ляхфан», «Ат-тахрир аль-муссаффа», «Тэрбияле бала».

В 1888 году Риза Фахретдинов едет в Петербург, встречается там с мусульманском реформатором Джамалетдином Афгани. Р.Фахретдинов слышит слова, надолго определившие его поступки и поиски: «В улучшении и очищении мусульманского шариата наш основной долг – брать пример с уммазимми (немусульманских народов), умма Исламия (Исламская нация) еще не готова выполнить этот долг…»

В 1889 году Р. Фахретдинова избирают имам-хатибом и мударрисом д. Ильбяково Бугульминского уезда.

В 1889 году пишет повесть «Салима или Целомудрие».

1891 год — переезд в Уфу, Р.Фахретдинов становится казыем Духовного собрания, на всю жизнь получая почетный титул Ризы казыя.

1897 год. Издание Р.Фахретдиновым с комментариями и литературной обработкой книги «Рахлате Марджани».

1898 год — выпуск моралистических произведений «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанное дитя», «Воспитанная женщина».

В 1900-1908 годах выходит в свет биобиблиографическая хроника Р.Фахретдинова «Асар» («Следы»). Она создана на основе архива Духовного собрания и других источников. Хроника содержит более шестисот биографий улемов Волго-Уральского региона и не имеет равных по охвату использованных источников.

1902 год — издание педагогического сочинения «Семья».

1903 год — издание Р. Фахретдиновым с комментариями «Путешествие Исмагила». Написание повести «Асма, или Проступок и наказание».

1905, 1-15 апреля В Уфе при Духовном собрании под председательством муфтия М.Султанова прошло заседание Общества улемов, основной доклад с предложениями реформирования муфтията по принципам, предложенным ранее Ш.Марджани сделан Р.Фахретдиновым. Р.Фахретдиновым было также предложено включить в округ Духовного собрания казахские общины Степного края.

В 1906 году после отказа муфтия М.Султанова провести реформу Духовного собрания, Р.Фахретдинов покидает пост казыя и, по приглашению золотопромышленников братьев Рамеевых, переезжает в Оренбург.

1906-1908 Работа помощником редактора газеты «Вакыт».

1908 Р.Фахретдинов дает уничтожительную характеристику среднеазиатской схоластической школе: «У нашего народа в течение почти целого века была введена схоластика… Латиняне по причине схоластики вымерли. Греки погибли от схоластики…»

1908-1918 Работа редактором журнала «Шура» в г. Оренбурге.

1914 Издание фундаментальной работы «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы»), посвященного вопросам соотношения светских и религиозных основ в культуре и образовании мусульман. Основные тезисы работы во многом совпадают со взглядами мусульманского реформатора, муфтия Египта Мухаммада Абдо, стремившемуся совместить догматы ислама с особенностями современной либеральной цивилизации.

1917 Закрытие большевиками журнала «Шура» вынуждает Р. Фахретдинова возвратится в Уфу и вновь занять пост казыя Духовного собрания (избран мусульманским съездом в мае 1917 г.).

1919 В период, когда войска большевиков занимают Уфу, Р.Фахретдинов, в отличие от муфтия и других казыев, отказывается покинуть город с тем, чтобы не допустить гибели архива и библиотеки муфтията.

1923 Избрание Р.Фахретдинова на съезде духовенства муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.

1925 Поездка в Ленинград, участие в торжествах, посвященных 200-летию Академии наук СССР.

1926 Поездка на 1-ый Всемирный мусульманский конгресс в Мекку.

1928 Обращение в Президиум ВЦИК с письменным докладом на имя М.И. Калинина о положении ислама в СССР.

1932 Письмо Р.Фахретдинова в Академию наук СССР по вопросу уничтожения рукописного наследия тюркских народов.

1935 Отправка Р. Фахретдиновым в Академию наук СССР редких рукописных материалов с целью их сохранения.

1936, 11 апреля Смерть в Уфе. Похоронен на городском мусульманском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий