Переселение (хиджра)в Медину

Переселение (хиджра) мусульман в Медину

После того, как досточтимый Пророк сообщил своим сподвижни­кам, что они могут переселяться в Медину, мусульмане начали по­кидать Мекку. Чтобы не привлекать внимание курайшитов и других мекканцев, способных воспрепятствовать хиджре, мусульмане от­правлялись в путь по одному-два человека. Договор был заключен в месяце зульхиджа, и в течение мухаррама и сафара в Медину благо­получно перебралось большинство мухаджиров. Среди тех, кто оста­вил Мекку и отправился в Медину, были досточтимые Усман и от­правившийся позже Умар (р.а.). Перед тем, как выйти в дорогу, Умар (р.а.) подпоясался мечом и направился к Каабе. Совершив таваф, он обратился к курайшитам:
— Вот и я переселяюсь на пути Аллаха. Если есть среди вас тот, кто хочет оставить свою жену вдовой, а детей сиротами, пусть вста­нет у меня на пути в этой долине! — и, никого не таясь, отправился в путь.
С бедняками, которые не были в состоянии совершить хиджру, в Мекке остался сам Пророк и праведный Абу Бакр (р.а.). Когда Абу Бакр (р.а.) сказал Пророку о своем желании переселиться в Медину, тот ответил:
— Не спеши, может, Аллах даст тебе спутника!
В предыдущую хиджру, когда мусульмане переселялись в Эфио­пию, Пророк остался в Мекке. Курайшиты не знали, останется ли он снова, и ломали голову о планах Пророка. Кроме того, им не давал покоя рост числа мусульман в Медине.

Приговор на совете Дар ан-Надва

Пророк религии Аллаха все еще находился в Мекке, и мекканцы решили воспользоваться этим и вырубить Ислам на корню, изба­вившись от самого Мухаммада (с.а.в.). Собравшись на совет Дар ан-Надва, они принялись обсуждать свой страшный замысел.
— Давайте закуем его в цепи и бросим в подземелье! — сказали одни. Так было принято поступать с инакомыслящими, и такая участь уже постигла поэтов Зухайру и Набигу.
— Давайте вышлем его в далекие края! — предложили другие.
— Надо уничтожить его тело! — решил Абу Джахль.
Но кто мог взять на себя такое? Арабы соблюдали закон кровной мести, и род Абдульманафа не оставил бы это убийство безнаказан­ным. Тогда все согласились на том, что убийство совершит группа, в которую войдут представители разных племен. Тогда Абдульманаф не пойдет против всех, и виновникам можно будет отделаться выкупом.
Ночью язычники окружили дом Пророка. Нападать на человека в его собственном доме у арабов считалось трусостью, и они ждали, когда Пророк выйдет на улицу, чтобы всем вместе наброситься на него. Но их опередил ангел Джабраиль. Он предупредил Пророка об опасности и принес откровение, в котором Аллах разрешал ему хиджру. Посланник Аллаха вышел из дома, оставшись незамечен­ным, и, чтобы отвлечь внимание злоумышленников, оставил в по­стели вместо себя Али (р.а.). Пророк поручил своему племяннику раздать хозяевам вещи, оставленные ему на хранение как самому надежному и правдивому человеку в Мекке. Затем он зашел за Абу Бакром (р.а.), и под покровом ночи они вместе отправились к горе Саур, расположенной в полутора часах пути к югу от Мекки, и укры­лись в пещере.

Рекомендуем к прочтению →
Битва при Ухуде

Досточтимый пророк укрывается в пещере

Пророк и Абу Бакр (р.а.) провели в пещере три дня и три ночи. Все это время их навещал сын Абу Бакра (р.а.) Абдуллах, принося им еду и воду.
Язычники сбились с ног, чтобы найти человека, который был уже почти в их руках. Они пообещали дать 100 верблюдов каждому, кто найдет Мухаммада (с.а.в.). Молодые курайшиты, вооружившись пал­ками и кинжалами, бросились в погоню за Пророком. Когда они при­близились к пещере настолько, что их голоса стали слышны Пророку и Абу Бакру (р.а.), Посланник Аллаха сказал своему спутнику:
— Не волнуйся, Аллах с нами. Он защитит нас!
По воле Аллаха у входа в пещеру голуби свили гнездо, а пауки сплели паутину. Увидев это, преследователи решили, что там никого нет, и ни с чем вернулись обратно.
В ночь, когда преследование поутихло, сын Абу Бакра (р.а.) при­вел двух верблюдов, на которых Пророк и его спутник отправились в Медину верхом.
Известно, что дочь Абу Бакра (р.а.) Асма приготовила в дорогу Пророку и отцу провизию, но не нашла чем можно было бы привязать их на верблюда. Тогда она расплела свой пояс надвое, привязав покла­жу одним и подпоясавшись другим. Досточтимый Пророк обрадовал ее вестью, что наградой за это в Раю ей будет двойной пояс. С тех пор ее стали звать «Зат ан-Натакайн» т.е. «с двумя поясами».

Язычники в погоне за пророком. Лошадь Сураки оступилась

Среди мекканцев, желающих получить 100 верблюдов за обнару­жение Пророка, был юноша по имени Сурака, который отправился в погоню за Пророком верхом на коне. Напав на верный след, Сурака стал приближаться к Пророку и Абу Бакру (р.а.), но вдруг его конь споткнулся и увяз копытами в земле. Сурака пытался сдвинуть коня, но какая-то неведомая сила крепко держала его. Сурака перепугался и стал сожалеть о содеянном. Попросив прощения у Пророка, он вер­нулся назад. (Впоследствии Сурака стал мусульманином).
Когда Абу Джахль захотел подтрунить над вернувшимся ни с чем Суракой, тот ответил ему:
— Если бы ты видел, как упал и увяз в земле мой конь, сразу бы признал Мухаммада Пророком!
Известие о хиджре Пророка Мухаммада (с.а.в.) дошло до Медины. Жители города с нетерпением ждали дорогого гостя, с утра до полу­дня оставаясь у окраины города. И наконец однажды одна еврейская девочка, стоявшая на городской стене, воскликнула:
— Приближается тот, кого вы так ждали!
Первыми встретили Пророка жители Кубы — селения, принадле­жавшего мединской знати и находившегося в часе пути до Медины. Они приветствовали Посланника Аллаха радостными такбирами. Не­дельное путешествие по знойной пустыне утомило путников, и они решили остановиться здесь и немного отдохнуть. В Кубе к Пророку примкнул досточтимый Али (р.а) покинул Мекку через три дня после Пророка и в одиночку пересек пустыню.
По указанию Пророка в Кубе была возведена первая мечеть. О ней упоминается в Священном Коране:
«…Мечеть, которая с первого дня была основана на богобояз­ненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину Аллах лю­бит очищающихся» (Сура «ат-Тауба» 9/108).
Впоследствии Куба стала прибежищем для некоторых сподвижни­ков Пророка.
Пробыв в Кубе более 10 дней, Посланник Аллаха отправился в Медину. Был пятничный день, и когда Пророк со своими сподвижни­ками проезжали по землям Бану Салим, их застигло время полуден­ного намаза. Посланник Аллаха объявил, что отныне им предписана пятничная молитва, и они все вместе совершили первую пятничную молитву, на которой Пророк прочитал хутбу (проповедь).

Рекомендуем к прочтению →
Худайбийское соглашение

Первая хутба в Кубе

После воздания хвалы Аллаху и благодарения Его Пророк обратился к верующим:
«О верующие! Обратите свой лик к Аллаху, пока вас не настигла смерть, и совершайте благие дела и приближайтесь к Аллаху, покуда нет перед вами препятствий. Знайте, что сегодня здесь Аллах сделал для вас Пятничную молитву вашим долгом.
О люди! Делайте ваши запасы для последующей жизни во время этой! Знайте, один из вас будет поражен, и с него будет спрошено за овец, которых он оставил без пастуха. Потом ему скажет Всевышний Го­сподь, а у Него нет ни переводчика, ни привратника, который прикрывал бы Его: «Разве не приходил к тебе Посланник Мой и не призывал тебя? Я дал тебе имущество. Я оказал тебе милость. Что ты подготовил для своей души? Какое добро, какие благие дела ты совершил для последую­щей своей жизни, будучи в жизни мирской?» И посмотрит направо и налево и ничего не увидит. Потом посмотрит вперед себя и не увидит там ничего, кроме ада. Тогда тот, кто в этой жизни может защитить себя от огня хотя бы половинкой финика, пусть сейчас сделает это. А кто не найдет и этого, пусть защитит себя хотя бы добром словом. Ибо за добро воздастся там десятикратно и даже семисоткратно. Мир вам, милость Аллаха и его благословение».
Закончив первую проповедь. Пророк продолжил свою речь второй проповедью:
«Хвала Аллаху! Я славлю Его должным прославлением и молю Его о помощи. Мы молим Аллаха, дабы защитил Он души наши от дурных поступков! Кого Аллах наставил на Путь Истинный, того нельзя ввести в заблуждение, а кого Он ввел в заблуждение, тому нет наставника на Путь Истинный. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Он — Один, и нет Ему равных. Лучшая речь это Писание Аллаха. Блажен тот, чье сердце Аллах укрепил Кораном, кого Он ввел в Ислам после невежества, тот, кто выбрал его среди других человеческих речей. Воистину, оно — лучшая речь, самая красноречивая. Любите то, что любит Аллах. Любите Аллаха всем своим сердцем. Не уставайте повторять слова Аллаха и поминать Его. Да не огрубеют сердца ваши к Слову Аллаха. Ибо Оно над всем, что Он создал. В нём упоминаются наилучшие из дея­ний, истории избранников из людей — Пророков, заветы о запретном и разрешенном. Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотова­рищей. Будьте искренне богобоязненными. Совершайте благие дела, устремляйтесь к Нему словом и всей душой, любите друг друга Сло­вом Аллаха! Поистине, знайте, гнев Аллаха— над теми, кто нарушит свой договор и не сдержит свое слово. Да будет мир над вами!»

Оцените статью
ИСЛАМ НУР